Ранние пташки.

14 февраля 2012

Познавательная статья о различных методиках раннего развития малыша. К вашему вниманию представлены наиболее популярные методики Глена Домана, Масару Ибука, Марии Монтессори.


МЕТОД ДОМАНА

Одной из самых радикальных «ранних» систем является методика американского ученого Глена Домана. В 40-х годах прошлого века Доман исследовал устройство мозга маленьких детей и пришел к выводу, что младенцы способны легко усваивать огромные массивы информации. Главное - правильно её представить. Например, на чтение по слогам или буквам полуторагодовалому карапузу не хватит внимания. Но если ему показывать целые слова на табличках и зачитывать вслух, он запросто выучит сотни слов ещё до того как сумеет их произнести. Можно обучить дитя и арифметике, без всяких цифр,показывая ему картинки с точками.

В идеале, по методике Домана, от слов довольно быстро переходят к простым предложения типа «пушистый белый кот спит». А в три года вы уже можете рассказывать ребенку об ареале обитания панды или датах наполеоновских войн. Цель методики - вырастить маленького энциклопедиста. Действительно, если старательно следовать всем указаниям Домана, ваш малыш будет знать куда больше своих сверстников. Известно, что эта технология эффективна и при некоторых болезнях нервной системы у детей, и при обучении малышей, которым плохо даются буквы. Последним легче сначала научится имитировать чтение (по картинке, с подсказкой взрослого), а потом перейти к настоящей грамоте.

Но есть у системы свои недостатки. Доман требует от родителей огромной точности. Абы, какие материалы не подойдут. Карточки должны быть определённого размера, буквы - определенной высоты, а уроки регулярными. Кроме того, методика разработана на базе английского языка, в котором слова почти не меняются при склонении спряжении и много коротеньких слов. Увы, русские малыши по такой технологии легко запоминают целиком слово «стол», а вот «столом» не могут - букв-то они пока не знают. Самый спорный момент - время, выбранное для интенсивной учёбы. Многие педагоги полагают, что в полтора-два года младенцу куда важнее освоить физический мир вокруг себя, пощупать и попробовать его, чем накопить абстрактные познания.

ПОСЛЕ ТРЁХ УЖЕ ПОЗДНО

Японец Масару Ибука основатель корпорации Sony,в детстве обучался вполне традиционным образом, но, посмотрев на собственных наследников, решил реформировать дошкольное образование. Его теория (и одноименный труд, переведённый на русский язык) называется «после трёх уже поздно».

Масару исходит из знаний об устройстве человеческого мозга. Возраст от рождения до трёхлет - именно в то время, когда формируются связи между клетками мозга и закладываются основные способности человека. После трёх развитие так же вполне возможно, только даётся уже гораздо тяжелее, считает японец. Так что лучше начать закладывать базу пораньше.

В отличие от Домана господин Ибука считает особенно важным творческое развитие. Причём главное не, сколько расширять способности ребёнка, сколько не сокращать их, не задавить случайно детские порывы. Заплясал под музыку - учите танцевать, накалякал солнышко на обоях - не ругаемся - а бежим за бумагой и красками. И музыкальные инструменты пусть тоже не будут под рукой. При этом насильно совать те или иные развивающие игрушки не надо, чтобы не отбить желание учится.

Несмотря на суровое название-лозунг, книга Ибуки скорее призвана вселить в родителей оптимизм и уверенность. Японец убежден, что все дети очень талантливы и способны от природы. Основной недостаток его работы - отсутствие конкретных советов. Он дает лишь общее направление.

ПРАКТИЧНЫЙ ВАРИАНТ

Мария Монтессори - итальянский врач и педагог - создала свою систему ещё в начале XX века. Правда, о раннем развитии она говорить не любила. Скорее её систему можно назвать «своевременной». Метод Монтессори основан на теории сенситивных периодов. Все малыши примерно в одном и том же возрасте хотят одного и того же. А хотят они - искренне и активно - учится новому. Родителям и педагогам остаётся только подгадать с развивающими пособиями к нужному возрасту. Например, к двум годам практически все малыши без ума от маленьких предметов - это период развития мелкой моторики. Есть и очень приятный период «восприятия порядка» (примерно в полтора года), когда детей тянет помочь старшим с уборкой Срочно веник в руки! А что у ребёнка не все хорошо получается, так это не важно. По Монтессори, лучше дать чаду попытаться и ошибиться, чем с криком «ты не умеешь!» сделать всё за него.

Есть и периоды, подходящие для игр с буквами, цифрами, цветами, геометрическими формами. Отмечено, что дети, воспитанные по Монтесори, обычно становятся очень самостоятельными, организованными, даже деловыми, умеют сами ставить себе задачи и решать их. Но и тут не обошлось без подвоха. Методика не рассчитана на развитие творческих способностей - для этого вам придется использовать какую-нибудь другую. В сторону ушли и ролевые игры с куклами и мишками, а они важны для малышей. Так дети учатся налаживать отношения и разрешать конфликты. Наконец, слишком, самостоятельному ребенку порой приходится, нелегко, в обычной школе, где больше ждут послушания и исполнительности.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Бельгийка Сесиль Лупан, в отличие от своих коллег, не специалист-педагог. Популярную книгу о раннем развитии «Поверь в свое дитя» она написала на основании личного, «мамского» опыта. Что интересно, начинала она с методики Домана, но в итоге пришла к более мягкой системе.

Система Лупан включает в себя несколько блоков подготовки. Во-первых, Сесиль считает важным всесторонние физическое развитие малышей, от умения плавать до верховой езды. Во-вторых, конечно, она даёт советы по обучению чтению, письму, счету и логике. Отдельно описывается, как привить малышам любовь к истории, географии и творчеству.

Лупан советует не зацикливаться на четком расписании занятий. Если какай-то область не идёт, ничего страшного. Переходите к другой, более интересной ребенку в данный момент. Первый принцип данной педагогики - лучше не делать ничего, чем вызывать у него скуку. Обучение дошкольников должно быть игрой, а лучший учитель это родители. Всё, что нужно малышу, она советует обыгрывать. Можно рисовать буквы, в которых прячутся зверушки, можно сочинять песни на темы серьёзных исторических событий. Можно рисовать кораблики и паровозы на карте мира, отправляясь в игровое путешествие. Что самое интересное, прививать любовь к науке и искусству до школы нужно вовсе не потому, что маленькие дети так талантливы. А потому что школа (оказывается эта проблема актуальна и для Бельгии) весьма успешно отбивает у ребятни желание учится.

В целом, система Лупан гуманна, разумна и почти лишена крайностей. Но опять-таки она требует глубокой подготовки. Ну, как вы будете петь ребенку песни о Рюрике, если ни истории не помните, ни петь не умеете? Придется сначала подготовится самим, а потом уже браться за детей.

ДУХОВНЫЙ ПУТЬ

В числе методик раннего развития вальдорфская система стоит особняком. Ее основатель, австрийский мистик и ученый Рудольф Штайнер не хотел банального ускоренно готовить детей к школе. Он ставил своей целью создание нового, прекрасного общества. А, как известно, такое важное дело всегда нужно начинать с образования. Отсюда же вытекает еще одна особенность - на дому, в одиночку вальдорфскую систему почти никто не использует.

Чтобы противостоять без духовному миру, вальдорфцы объединяются в кружки и группы. В таких кружках, садиках очень много творческих занятий: пения, танцев, театральных постановок. Обстановка комфортабельная, свободная и отлично подходит детишкам с психологическими проблемами. Помимо творческих навыков, вольфдорцы хорошо развивают бытовые. Малышей учат готовить, мастерить различные поделки, заниматься садом-огородом. А вот чтение - не такая актуальная задача. Лет до семи, по Штайнеру, заниматься им совсем не обязательно. Компьютер же вообще скорее зло, чем норма жизни. Главный недостаток понятен автоматически - малыши вырастут довольные, креативные, но несколько оторванные от современной жизни. Чаще всего в итоге вальдорфцы отправляются из такого садика в свои же школы.

Автор Елизавета Пономарёва журнал OfficeMagazine.